Кирилл Артеменко, директор медиакомпании «Бумага» (Россия)

12 марта 2022 года была первая суббота с начала войны, когда я решил выспаться. Выспаться, однако, не удалось: сайт «Бумаги», медиа, которое я и мои друзья основали десять лет назад, власти России заблокировали в ночь с пятницы на субботу, и уже с шести утра нам начали поступать сообщения от читателей, которые обнаружили, что сайт не открывается без VPN. Мы были удивлены, что нас не заблокировали раньше: с первых дней войны мы писали о влиянии войны России с Украиной на Петербург, прямо говоря, что война — это война, а Россия вторглась в Украину. В то же время иные наши читатели были удивлены тем, что даже такое спокойное в политическом смысле издание, как наше, многим известное материалами про петербургскую городскую жизнь, попало под цензуру.

«Бумага» как заметное, но все же региональное издание было, по всей видимости, не первым в очереди на блокировку — мы оказались в реестре Роскомнадзора через 10 дней после блокировки крупных федеральных и зарубежных медиа: «Медузы», Deutsche Welle, BBC. Однако нам повезло получить обоснование нашей блокировки в точной государственной формулировке, достойной текстов Джорджа Оруэлла (простите за банальное сравнение). Оцените ее изящество: «Размещена заведомо ложная общественно значимая информация. В частности, информационные материалы о якобы нападении Россией на территорию Украины. Вместе с этим, по данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Минобороны России указанная информация не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности». Орфография, пунктуация и стилистика — авторские, чиновников Роскомнадзора.

Де-факто с конца февраля в России введена военная цензура: любая связанная с войной информация, не исходящая от российских Министерства обороны или других официальных ведомств, может быть признана заведомо ложной и дальше следует реакция: блокировка сайта или личной страницы в соцсети, административное или уголовное дело, тут уж как повезет.

Многие издания, журналисты и блогеры, напуганные максимальным сроком тюремного заключения по новому закону о “фейках” о госорганах России — до 15 лет лишения свободы, решили вовсе прекратить освещение “специальной военной операции”, как войну с Украиной назвал Владимир Путин, и даже удалили все публикации, сделанные до вступления закона в силу. Многие издания попросту прекратили деятельность – в частности, крупное уральское издание Znak.com. Кто-то из редакций продолжил работать, изменив некоторые формулировки на те, которые требуют российские власти.

Кто-то выбрал третий путь: самый яркий пример — «Новая газета», чья корреспондентка Елена Костюченко работала в последние недели с риском для жизни в самом пекле боевых действий и первой, если не единственной, из российских журналистов рассказала о трагедии в Николаеве. «Новая» по итогам голосования читателей-доноров издания — “соучастников” — выбрала стратегию держаться до последнего, балансируя между требованиями военной цензуры и публикацией страшной правды, которую журналисты издания привыкли рассказывать с начала девяностых годов. Таким образом из репортажа Костюченко, вышедшего в бумажной версии издания и на сайте, пропали отдельные реплики героев и целые абзацы, которые государственные цензоры могли бы расценить как нарушение закона о фейках. Полные версии репортажей Костюченко опубликовали зарубежные издания и российские, в частности, уже заблокированная «Медиазона», бойкотировавшая военную цензуру.

Уворачиваться от обстрелов цензуры коллегам удавалось 34 дня. 28 марта «Новая газета» получила второе предупреждение Роскомнадзора о нарушении правил маркировки НКО-иностранных агентов (свод иноагентских законов — это тоже часть государственного давления на независимые медиа) и главный редактор, лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов объявил о прекращении работы издания до окончания «специальной операции». Свою Нобелевскую медаль он пообещал вскоре продать на аукционе в пользу украинских беженцев и больных украинских детей.

Накануне, 27 марта, президент Украины Владимир Зеленский дал первое «военное» интервью четырем российским журналистам: главным редакторам заблокированных «Медузы» и «Дождя» Ивану Колпакову и Тихону Дзядко, журналисту «Коммерсанта» Владимиру Соловьеву (не путать с пропагандистом!) и писателю Михаилу Зыгарю, экс-главреду «Дождя». За считанные минуты до одновременной публикации интервью в нескольких изданиях и на YouTube-каналах Роскомнадзор перешел от карательной цензуры к предварительной: прямым текстом запретил публиковать интервью с легитимным президентом соседней страны. Требование было опубликовано в телеграм-канале Роскомнадзора и выглядело истерическим: оно содержало массу опечаток и ошибок, которые исправили уже после репостов и перепечаток требования.

Цензура в России запрещена Конституцией — даже последней версией 2020 года, переписанной для будущего пятого переизбрания Владимира Путина. «Медуза» и «Дождь» проигнорировали требования Роскомнадзора и опубликовали разговор. Интервью Зеленского в остающемся в официальном российском поле «Коммерсанте» так и не вышло.

При этом кажется, что, несмотря на тотальный разгром буквально все независимых медиа в России, власти продолжают вести с нами полемику. Когда расследовательское издание «Агентство» давно признанного иноагентом журналиста Романа Баданина обнаружило, что министр обороны Шойгу не появляется на публике больше десяти дней, и распространило это наблюдение в своем телеграм-канале на 47 тысяч подписчиков, вскоре главный федеральный телеканал «Россия» прервал свой регулярный эфир, чтобы предъявить публике десятисекундный фрагмент совещания Путина с Шойгу. Возможно, зритель телеканала и не подозревал, что с министром обороны может быть что-то не так, а тут ему внезапно сообщили, что соратник Путина жив и легитимен. Это еще раз показывает, что, несмотря на тотальную войну, объявленную независимым медиа в России, авторитарная власть продолжает — возможно, неосознанно — нуждаться в таких медиа.

И это по-своему логично: медиа — это инструмент для свободного разговора людей друг с другом. Если же все медиа находятся под вашим удушающим контролем, выходит, что вы все время разговариваете лишь сами с собой и постепенно превращаетесь в пациента психиатрической клиники. В таком статусе довольно сложно принимать взвешенные последовательные решения.

Kirill Artemenko, director of “Bumaga” media outlet (Russia)

12 March 2022 was the first Saturday since the war began that I decided to get enough sleep. I didn’t manage it, however: the website of “Bumaga”, the media outlet that my friends and I founded ten years ago, was blocked by the Russian authorities on early Saturday morning, and as early as 6 a.m. we started getting messages from readers who had discovered that the site would not open without a VPN. We were surprised that we hadn’t been blocked earlier: from the early days of the war, we had been writing about the impact of Russia’s war with Ukraine on St. Petersburg, explicitly stating that war is war, and that Russia had invaded Ukraine. At the same time, some of our readers were surprised that even such a politically quiet publication as ours, known to many for its information about St. Petersburg city life, was subject to censorship.

As a prominent but nevertheless regional media, “Bumaga” was apparently not the first in line to be blocked — we ended up in the Roskomnadzor register 10 days after the blocking of major federal and foreign media outlets: “Meduza”, Deutsche Welle, BBC. However, we were lucky to receive a justification for our blocking in the form of a precise state formulation worthy of George Orwell’s texts (forgive me this banal comparison). Appreciate its elegance: “Posting of knowingly false information of public importance. In particular, informational materials about Russia’s alleged attack on the territory of Ukraine. But according to official sources of the Russian Federation, including the Russian Ministry of Defense, the above information does not correspond to reality, incites panic, creates preconditions for mass violations of public order and public safety”. The spelling, punctuation and stylistics are original, those of Roskomnadzor officials.

Since late February, Russia has introduced de facto military censorship: any war-related information that does not come from the Russian Defense Ministry or other official agencies can be deemed deliberately false and met with the following reaction: blocking a website or personal social media page or administrative or criminal proceedings, depending on your luck.

Many media outlets, journalists, and bloggers, frightened by the maximum prison sentence under the new law on “fake news” about Russian government agencies — up to 15 years in prison — decided to stop covering the “special military operation,” as Vladimir Putin called the war with Ukraine, and even deleted all publications made before the law came into force. Many media companies simply ceased operations, in particular the major Ural-based news website Znak.com. Some of the editorial offices continued operating, changing some of their wording to what the Russian authorities demanded.

Some chose a third way: the most vivid example being “Novaya Gazeta”, whose correspondent Elena Kostyuchenko in recent weeks risked her life working in the heart of the hostilities and was the first, if not the only, Russian journalist to report on the tragedy in Mykolaiv. “Novaya”, as voted for by the newspaper’s donors and readers – “accomplices” – chose a strategy of holding out until the end, balancing the demands of military censorship and the publication of the gruesome truth that the publication’s journalists have been used to telling since the early nineties. Thus, in Kostyuchenko’s report, which appeared in the paper version of the newspaper and on the website, individual depictions of heroes and whole paragraphs that the state censors could have interpreted as violations of the law on “fake news” have been removed. Full versions of Kostyuchenko’s reports were published by foreign publications and Russian ones, in particular “Mediazona”, which boycotts military censorship and has already been blocked.

The colleagues managed to evade censorship for 34 days. On 28 March, “Novaya Gazeta” received a second warning from Roskomnadzor for violating the rules of labeling “foreign agent” NGOs (a set of foreign agent laws is also part of government pressure on independent media) and the editor-in-chief, Nobel Peace Prize laureate Dmitry Muratov, announced that the newspaper would stop operating until the “special operation” was over. He promised to sell his Nobel Medal at an auction soon to benefit Ukrainian refugees and sick Ukrainian children.

The day before, on 27 March, Ukrainian President Volodymyr Zelensky gave his first “wartime” interview to four Russian journalists: the editors-in-chief of the blocked “Meduza” and the “Dozhd” TV channel, Ivan Kolpakov and Tikhon Dzyadko; “Kommersant” journalist Vladimir Solovyov (not to be confused with the propagandist!); and writer Mikhail Zygar, former editor-in-chief of “Dozhd”. Moments before the interview was simultaneously published in several media outlets and on YouTube, Roskomnadzor shifted from punitive censorship to prior censorship by banning explicitly an interview with the legitimate president of a neighboring country. The demand was published on Roskomnadzor’s Telegram channel and seemed hysterical: it contained a host of typos and mistakes, which were corrected much later, after the demand was re-posted many times.

Censorship in Russia is prohibited by the Constitution — even the latest version from 2020, rewritten for Vladimir Putin’s upcoming fifth re-election. “Meduza” and “Dozhd” ignored Roskomnadzor’s demands and published the conversation. Zelensky’s interview was never published by “Kommersant”, which remains in the official Russian field.

It seems, however, that despite the total destruction of literally every independent media outlet in Russia, the authorities continue to engage in controversy with us. When the investigative media outlet “Agentstvo”, founded by the journalist Roman Badanin, long-recognised as a foreign agent, discovered that Defense Minister Sergei Shoigu had not been seen in public for over ten days, and posted this observation on its Telegram channel (with 47,000 subscribers), the main federal TV channel “Rossiya” soon interrupted its regular broadcast to show the public a ten-second segment of Putin’s meeting with Shoigu. The viewers of the channel might not ever have suspected that anything might be wrong with the Defense Minister, but then they were suddenly informed that Putin’s comrade-in-arms was alive and legitimate. It shows yet again that despite the all-out war declared on independent media in Russia, the authoritarian regime may subconsciously need them.

This makes sense in its own way: the media is a tool for free conversation between people. If you have all the media under your stranglehold, then you are talking to yourself all the time, and you are gradually becoming a patient in a psychiatric hospital. It’s hard to make informed, coherent decisions in such a status.