Скачать заявление

Правление Гражданского форума ЕС-Россия возмущено беспрецедентной волной преследований граждан Беларуси и лидеров гражданского общества в преддверии президентских выборов 9 августа 2020 года. Мы выражаем солидарность с нашими коллегами и друзьями, членами Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства [1], и призываем мировое сообщество требовать от властей Беларуси освобождения всех неправомерно задержанных и отказа от практики угроз и репрессий.

По мере приближения дня голосования риторика и действия властей Беларуси становятся все более вызывающими и агрессивными [2].

Это началось с воспрепятствования регистрации альтернативных кандидатов, кампаний по их дискредитации и арестов. Когда жители многих белорусских городов вышли на улицу защищать свои избирательные права, начались массовые жесткие задержания – во время «цепей солидарности» 18-21 июня, в День независимости 3 июля, на протестах 14 июля и других мирных акциях. По состоянию на 20 июля 2020 года число задержанных достигло, по меньшей мере, 1140 человек [3], включая десятки журналистов. Из них в тюрьмах содержатся уже 25 человек, признанных белорусскими правозащитниками политзаключенными.

Кроме того, действующий президент Александр Лукашенко публично намекает на применение еще более жестоких репрессий. Так, во время посещения 5 отдельной бригады специального назначения 24 июля 2020 года он упомянул армию в качестве последнего из возможных средств [4]. И это далеко не единственная подобная ремарка, высказанная за последние дни Президентом Лукашенко [5].

Правление Гражданского форума ЕС-Россия призывает власти Беларуси прекратить печально известные практики запугивания, освободить всех неправомерно задержанных и начать широкий диалог с белорусским обществом.

Мы обращаемся к международным институтам, в том числе к Европейскому союзу, Совету Европы и др., с просьбой внимательно следить за ситуацией с соблюдением прав человека во время и после президентских выборов в Беларуси и реагировать на любые нарушения в этой сфере.

Несмотря на то что ни миссия ПАСЕ, ни представители Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ не смогут лично наблюдать за президентскими выборами в Беларуси, мы просим БДИПЧ дать заочную правовую оценку избирательной кампании, в том числе по вопросам несвоевременной отправки приглашений наблюдателям и последствий отсутствия независимых наблюдателей [6].

Наконец, мы обращаемся к Миссии наблюдателей от СНГ и надеемся, что они будут честно и прозрачно выполнять свою работу и подготовят по итогам избирательной кампании независимый отчет, основанный исключительно на фактах.

3 августа 2020 года

Контактная информация:

Андре Герритс, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Нидерландский
Хельсинкский Комитет (Гаага, Нидерланды); a.w.m.gerrits@hum.leidenuniv.nl
Елена Шахова, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Гражданский контроль
(Санкт-Петербург, Россия); evshakhova@gmail.com

   [ + ]

1. См. заявление Белорусской национальной платформы «О текущей электоральной ситуации в Беларуси» от 21 июля 2020 года: http://npbelarus.info/wp-content/uploads/2020/07/07.21.pdf
2. См. хронику по ссылке: https://belsat.eu/ru/tag/zaderzhaniya-ru
3. См. тж. https://elections2020.spring96.org/be/news/98460 (на белорусском языке)
4. См. http://www.belta.by/president/view/lukashenko-vsjakie-vojny-sejchas-nachinajutsja-s-ulichnyh-protestovdemonstratsij-399899-2020
5. См., напр., www.belta.by/president/view/lukashenko-pervejshij-i-naivazhnejshij-vopros-sohranit-stranu400382-2020
6. См. https://belsat.eu/ru/news/bdipch-obse-vpervye-ne-budet-nablyudat-na-vyborah-v-belarusi-ne-poluchiliofitsialnogo-priglasheniya-ot-mid

Download the statement

The Board of the EU-Russia Civil Society Forum is dismayed at the unprecedented scope of crackdown on Belarusian citizens and civil society leaders ahead of the presidential election on 9 August 2020. We express solidarity with our colleagues and friends from the Belarusian National Platform of the Eastern Partnership Civil Society Forum [1] and call on the international community to demand from the Belarusian authorities freedom for all arbitrarily detained persons and renunciation of the practice of threats and repression.

As the day of the presidential election is approaching, the rhetoric and actions of the Belarusian authorities are becoming more daring and aggressive. [2]

It all started with preventing the registration of alternative candidates, defamatory campaigns against them and ended in their arrests. When residents of many Belarusian cities and towns took to the streets in the protection of their voting rights, mass-scale brutal detentions began – at the “solidarity chains” on 18-21 June, on the Independence Day on 3 July, during the protests on 14 July and other peaceful actions. As of 20 July 2020, the number of detainees has reached at least 1,140 persons [3], among them dozens of professional journalists. 25 persons out of them have been put in jail and declared by Belarusian human rights defenders as political prisoners.

What is more, the incumbent President Aliaksandr Lukashenka publicly make allusions that a more severe repression might come. For example, while visiting the 5th Special Forces Brigade on 24 July 2020, he referred to the armed forces as a last resort option. [4] And this is not the only remark of that kind President Lukashenka made in recent days. [5]

The Board of the EU-Russia Civil Society Forum calls on the Belarusian authorities to stop their infamous practices of intimidation, to release all arbitrarily detained persons and to start a broad dialogue with Belarusian society.

We are asking international institutions, including the European Union, the Council of Europe and others, to thoroughly observe the human rights situation ahead and after the presidential election in Belarus and to react to any breaches in this field.

Despite the fact that neither the PACE mission, nor the representatives of the OSCE’s Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR) come to observe the presidential election in Belarus, we ask the ODIHR to legally assess the election campaign in absentia, including the lack of a timely invitation to the country and the impact of the absence of independent observers. [6]

Finally, we appeal to the CIS election observation mission to execute their work in a fair and a transparent manner and to issue an independent and evidence-based final report at the end of the election campaign.

3 August 2020

Contacts:

André Gerrits, Board Member, EU-Russia Civil Society Forum/ Netherlands Helsinki Committee (The Hague, Netherlands); a.w.m.gerrits@hum.leidenuniv.nl
Elena Shakhova, Board Member, EU-Russia Civil Society Forum/ Citizens’ Watch (St. Petersburg, Russia); evshakhova@gmail.com

   [ + ]

1. 1 See the statement “On the Current Electoral Situation in Belarus” by the Belarusian National Platform dated 21 July 2020: http://npbelarus.info/wp-content/uploads/2020/07/07.21.pdf (in Russian)
2. See https://belsat.eu/en/tag/detention for the chronicle
3. See also https://elections2020.spring96.org/be/news/98460 (in Belarusian)
4. See https://eng.belta.by/president/view/lukashenko-modern-wars-are-triggered-by-street-protests-131994-2020
5. See, e.g., https://eng.belta.by/president/view/lukashenko-to-preserve-the-country-is-the-overriding-task132080-2020
6. See www.osce.org/odihr/elections/457309