Скачать заявление

В последние дни российское гражданское общество подверглось новой волне нападок со стороны властей. Все чаще репрессивные меры используются не только против независимых НКО, но и против частных лиц.

11 ноября 2021 г. российские власти инициировали процесс ликвидации двух важных организаций гражданского общества — «Международного Мемориала» [1] и правозащитного центра «Мемориал» [2]. Генеральная прокуратура России подала иск о ликвидации «Международного Мемориала», а московская прокуратура — аналогичный иск в отношении ПЦ «Мемориал». Причиной этого власти назвали «систематические нарушения законодательства об «иностранных агентах» [3].

Эти иски являются изощренным актом запугивания, направленным на то, чтобы заставить замолчать независимые голоса в России. «Международный Мемориал» — важный институт коллективной памяти, который играет решающую роль в сохранении и изучении исторической памяти в России, а его членская организация, ПЦ «Мемориал», специализируется на защите прав человека, мониторинге политических и религиозных преследований, поддержке политических заключенных, мигрантов и беженцев, в том числе на Северном Кавказе. Правозащитный центр «Мемориал» стал одной из первых в России организаций, внесенных в число «иностранных агентов» еще в 2014 году, а в 2016 году в этот список был включен «Международный Мемориал».

Ранее на этой неделе Минюст России также внес несколько физических лиц в список СМИ – иностранных агентов [4]. Иван Павлов, Максим Заговора, Валерия Ветошкина, Елена Скворцова и Максим Оленичев — бывшие участники проекта «Команда 29», группы независимых юристов и правозащитников, созданной Павловым в 2014 году и занимающейся громкими делами по защите активистов, политзаключенных и простых граждан.

19 июля 2021 г. «Команда 29» объявила о своем расформировании с целью защитить своих сотрудников и клиентов от возможного уголовного преследования. Юристы сообщили, что будут продолжать оказывать правовую поддержку своим клиентам в личном качестве. Решение было принято после того, как Роскомнадзор заблокировал сайт «Команды 29» из-за обвинений в публикации информации чешской НКО «Spolecnost Svobody Informace» («Общество свободы информации»), в июне 2021 г. внесенной в список нежелательных организаций [5].

Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, также был пополнен на этой неделе — в него была внесена Российская ЛГБТ-сеть [6]. Четыре дня спустя ее основатель Игорь Кочетков был добавлен в список в список СМИ – иностранных агентов как физическое лицо [7]. Ассоциация, основанная в 2006 году, ведет важную работу по оказанию юридической и психологической помощи и защите прав ЛГБТ-сообщества. Одна из наиболее важных кампаний Российской ЛГБТ-сети стала защита жертв беспрецедентного преследования в Чечне.

С момента появления законодательства об «иностранных агентах» в 2012 году таковыми были признаны значительное число российских организаций, занимающихся правами человека и социальными вопросами, включая членов и сторонников Гражданского форума ЕС-Россия. Десятки организаций были вынуждены закрыться, таким образом прекратив оказывать гражданам важные и востребованные услуги.

Свобода выражения мнений и свобода ассоциаций, правовая определенность, надлежащее право применение и право на эффективную защиту прав человека являются краеугольными камнями политической свободы и демократии. Мы призываем обратить внимание на то, какие серьезные последствия законодательство об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях» несет для работы правозащитников и организаций гражданского общества в целом. Это законодательство серьезно ограничивает возможность независимо действовать и выражать свое мнение, сотрудничать и обмениваться знаниями как для отдельных людей, так и для организаций, и в своей стране, и за границей. Это создает в обществе напряжение и страх и еще больше подрывает принцип верховенства закона.

Правление Гражданского форума ЕС-Россия решительно осуждает недавние решения, принятые российскими властями, и призывает к безоговорочной отмене законодательства об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях». Мы также призываем представителей европейского гражданского общества, власти Европейского Союза и его стран-членов, а также международные институты, такие как Совет Европы, выразить свою солидарность с этими организациями и частными лицами и потребовать отмены репрессивных законов.

12 ноября 2021 г.

Контактная информация:

Анико Бакони, сопредседатель Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Венгерский Хельсинкский Комитет (Будапешт, Венгрия), aniko.bakonyi [at] helsinki.hu

Никола Мокрович, сопредседатель Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Documenta – Центр по работе с прошлым (Загреб, Хорватия), nikola.mokrovic [at] documenta.hr

Подписи членов и сторонников Гражданского форума ЕС-Россия:

Виктор Юкечев, Фонд «Так-так-так» (Новосибирск, Россия)

Павел Гавличек, Ассоциация по международным делам (Чехия)

Эстонская сеть ЛЖВ (Эстония)

Научно-информационный центр «Мемориал» (Санкт-Петербург, Россия)

Рабочая группа по чистому воздуху (Венгрия)

Ирина Протасова, председатель, МОПО «Человек и Закон» (Россия)

Роберт Латыпов, инициативная группа «Молодежный Мемориал» (Россия)

Сергей Беляев, «Сутяжник» (Россия)

Антон Хвостов, руководитель, Центр социально-правовых и природоохранных инициатив (Саратов, Россия)

Вера Барова, благотворительный фонд развития города Тюмени (Россия)

Анна Шароградская, генеральный директор, Институт региональной прессы (Россия)

Игорь Карлинский, член Правозащитного Совета Санкт-Петербурга (Россия)

Евгений Криштафович, НКО «Открытая Республика» (Эстония)

Саймон Косгроув, «Права в России» (Великобритания)

Андрей Калих, независимый журналист (Россия)

Алессио Скандура, Antigone (Италия)

Елена Белокурова, директор, «Мосты» (Санкт-Петербург, Россия)

Правозащитный совет Санкт-Петербурга (Россия)

Штепан Черноушек, Gulag.cz (Чехия)

Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт» (Россия)

Хельсинкский фонд по правам человека (Варшава, Польша)

Максим Бурмицкий, Human Rights Education Youth Network

Елена Бурмицкая, The Green Light for the Civil Initiatives Foundation

Ассоциация Za wolną Rosję (Польша)

Ольга Шнырова, Ивановский центр гендерных исследований (Россия)

Мемориал Германия

Фонд «Образование для демократии» (Польша)

Гудрун Вольф, Общество содействия развитию германо-российских отношений (Германия)

Фонд политической подотчетности (Польша)

Катажина Батко-Толуч, Гражданская сеть Watchdog (Польша)

Мария Хамберг, Östgruppen, Шведская инициатива за демократию и права человека (Швеция)

Форум свободной России (Литва)

Лаура Лодениу, Союз мира — Финляндия

Алисия Вансерц-Глуза, Фонд «Центр КАРТА» (Польша)

Весна Тержелич, Documenta (Хорватия)

Светлана Захарова, благотворительный фонд «Сфера» (Санкт-Петербург, Россия)

Александр Сунгуров, президент, межрегиональный гуманитарно-политологический центр «Стратегия» (Россия)

ForumCiv (Литва)

Балинт Йоса, UNITED for Intercultural Action (Нидерланды)

Quarteera e. V. (Германия)

Александр Верховский, Информационно-аналитический центр «Сова» (Россия)

Штефани Шиффер, European Exchange (Германия)

Венгерский Хельсинкский комитет (Венгрия)

Фонд «Институт общественных отношений» (Польша)

Тимофей Городилов (Санкт-Петербург, Россия)

Download the Statement

In recent days, Russian civil society has come under a new wave of pressure from the authorities. Increasingly, repressive measures are being used not only against independent NGOs but also against individuals.

On 11 November 2021, Russian authorities initiated the liquidation of two prominent Russian human rights organisations – International Memorial [1] and the Human Rights Centre ( HRC ) “Memorial” [2]. The Prosecutor General’s Office filed a lawsuit to liquidate International Memorial , and the Moscow Prosecutor’s Office filed a similar lawsuit regarding the HRC “Memorial”. As their reasoning, the authorities claimed ‘ systematic violations of the law on “foreign agents” [3].

This law suit is an artful act of intimidation targeted at silencing independent voices in Russia.

International Memorial is an important collective memory institute which plays a crucial role in keeping and studying historical memory in Russia, and its member organisation, HRC “Memorial”, focuses on human rights protection, monitoring political and religious persecution, support of political prisoners, migrants and refugees, including those in the North Caucasus. Human Rights Centre “Memorial” became one of the first organisations to be listed in Russia as a “foreign agent” back in 2014, and International Memorial was added to this list in 2016.

Earlier this week, the Russian Ministry of Justice added several natural persons to the list of media “foreign agents”. Maxim Olenichev, Ivan Pavlov, Elena Skvortsova, Valeria Vetoshkina and Maxim Zagovora are former members of “Team 29”, a group of independent lawyers and human rights defenders, established by Pavlov in 2014, dealing with some of the gravest human rights violations, defending activists, political prisoners and other Russian citizens [4]

On 19 July 2021 “Team 29” announced its dissolving in order to protect its members and clients from possible criminal prosecution. The lawyers promised to continue providing legal representation in their clients’ cases in a private capacity. The decision came after Russia’s Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media (Roskomnadzor) blocked “Team 29”’s website for the alleged publication of content produced by “Společnost svobody informace ” (Freedom of Information Society), a non-profit organisation based in Prague, that the Russian state had labelled as an “undesirable organisation” [5] in June 2021.

Also, this week, the Russian LGBT Network was added to the registry of the unregistered public associations – “foreign agents” [6], and four days later its founder Igor Kochetkov was added to the list of media “foreign agents” as a natural person [7]. Established in 2006, the Russian LGBT Network became widely prominent in providing legal and psychological assistance and protecting the rights of the LGBT+ community. Some of its most notable activities include the protection of victims against unprecedented prosecution in Chechnya.

Since 2012, when the “foreign agents” law was introduced, a considerable number of organisations focusing on human rights and social issues in different Russian regions, including members and supporters of the EU-Russia Civil Society Forum, were labelled as such. Dozens of organisations have been forced to close down, which resulted in the denial of important and much needed services to Russian citizens.

The freedom of expression and association, legal certainty, due process and the right to effectively protect human rights are cornerstones of political freedom and democracy. We want to raise our voice against the grave consequences that civil society in general and human rights advocates in particular face as a result of the legislation on “foreign agents” and “undesirable organisations”. This legislation seriously reduces the possibility to act and express autonomously, to cooperate and share knowledge between individuals, communities at home and in other countries. It creates anxiety and fear. Moreover, it further deteriorates the principle of the rule of law.

The Board of the EU – Russia Civil Society Forum strongly condemns the recent decisions taken by the Russian authorities and calls for the quashing this legislation. We also call on European civil society actors, authorities of the European Union and its member states, as well as the institutions of the international community, such as the Council of Europe, to express their solidarity with these organisations and individuals and demand the quashing of these repressive laws.

12 November 2021

Contacts:

Anikó Bakonyi, Board Co-Chair, EU-Russia Civil Society Forum/ Hungarian Helsinki Committee, (Budapest, Hungary), aniko.bakonyi [at] helsinki.hu

Nikola Mokrović, Board Co-Chair, EU-Russia Civil Society Forum/ Documenta – Centre for Dealing with the Past (Zagreb, Croatia), nikola.mokrovic [at] documenta.hr

Signatures of member and supporter organisations of the EU-Russia Civil Society Forum:

Pavel Havlicek, Research Fellow at the Research Centre, Association for International Affairs (Czech Republic)

András Lukacs, Clean Air Action Group (Hungary)

Irina Protasova, Chairman, “Human and Law“ (Russia)

Robert Latypov, Initiative Group “Young Memorial” (Russia)

Sergei Belyaev, Sutyazhnik (Russia)

Anton Khvostov, Manager, Social and Legal Centre of Environmental Initiatives (Saratov, Russia)

Vera Barova, Charitable Foundation for the Development of the City of Tyumen (Russia)

Anna Scharogradskaya, general director, Regional Press Institute (Russia)

Igor Karlinski, Member of the Human Rights Council of St Petersburg (Russia)

Jevgeni Krishtafovitsh, MTÜ Avatud Vabariik (Estonia)

Simon Cosgrove, Chair of Trustees, Rights in Russia (UK)

Andrey Kalikh, Independent Journalist (Russia)

Alessio Scandurra, Antigone (Italy)

Elena Belokurova, Director, “Bridges” (Saint Petersburg, Russia)

Human Rights Council of St. Petersburg (Russia)

Stepan Cernousek, Gulag.cz Association (Czech Republic)

Natalia Taubina, Director, “Public Verdict” Foundation (Russia)

Helsinki Foundation for Human Rights (Warsaw, Poland)

Maksim Burmitskiy, Human Rights Education Youth Network

Elena Burmitskaya, The Green Light for the Civil Initiatives Foundation

Association Za wolną Rosję (Poland)

Olga Shnyrova, Ivanovo Gender Research Centre (Russia)

Anke Giesen, MEMORIAL Germany

Education for Democracy Foundation (Poland)

Gudrun Wolff, Society for German-Russian relations Munster/Munster Land (Germany)

Political Accountability Foundation (Poland)

Katarzyna Batko-Tołuć, Citizens Network Watchdog Poland (Poland)

Maria Hamberg, Östgruppen – Swedish initiative for democracy and human rights (Sweden)

Free Russia Forum (Lithuania)

Laura Lodenius, Peace Union of Finland

Alicja Wancerz-Glluza, KARTA Center Foundation (Poland)

Vesna Teršelič, Director, Documenta (Croatia)

Svetlana Zakharova, Director, Legal and Social Support Charitable Foundation “Sphere” (Russia)

Aleksander Sungurov, President, Interregional Centre for Humanities and Political Science “Strategy” (Russia)

ForumCiv (Sweden)

Balint Josa, UNITED for Intercultural Action (Netherlands)

Quarteera e. V. (Germany)

Alexander Verkhovsky, Sova Information and Analysis Centre (Russia)

Stefanie Schiffer, European Exchange (Germany)

Hungarian Helsinki Committee (Hungary)

Institute of Public Affairs Foundation (Poland)

Timofey Gorodilov (Saint Petersburg, Russia)

Viktor Yukechev, „Tak-tak-tak“ Foundation (Novosibirsk, Russia)

Estonian Network PLWHIV (Estonia)

Scientific Information Centre “Memorial” (Saint Petersburg, Russia)