Скачать заявление

Правление Гражданского форума ЕС-Россия осуждает решение о ликвидации двух важнейших российских организаций гражданского общества — Международного Мемориала [1] и Правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» [2].

Основанием для ликвидации послужил иск прокуратуры о «систематическом» нарушении законодательства об «иностранных агентах». По мнению Министерства юстиции и прокуратуры Москвы, обе организации не обозначили публикации на своих сайтах и в социальных сетях как созданные «иностранным агентом». На слушаниях по ликвидации ПЦ «Мемориал» прокурор заявил, что организация «должна быть закрыта», добавив, что «отсутствие маркировки иностранного агента на публикациях может формировать негативный образ государства и приводить граждан к депрессии» [3].  Кроме того, ПЦ «Мемориал» также обвинили в оправдании террористической деятельности [4].

Процесс ликвидации Международного Мемориала и ПЦ «Мемориал» был инициирован 11 ноября 2021 года, когда Генеральная прокуратура подала иск о ликвидации Международного мемориала, а прокуратура Москвы — аналогичный иск в отношении ПЦ «Мемориал»[5]. Причиной этого власти назвали «систематическое нарушение» законодательства об «иностранных агентах».

Международный Мемориал ведет свою историю с 1987 года. Одним из его организаторов и первым председателем Совета был всемирно известный ученый и правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров. Международный Мемориал играет важную роль в сохранении и изучении исторической памяти в России, а его членская организация, Правозащитный центр «Мемориал», занимается защитой прав человека, мониторингом политических и религиозных преследований, поддержкой политзаключенных, мигрантов и беженцев. В 2014 году ПЦ «Мемориал» был объявлен «иностранным агентом», а в 2016 году в этот список был внесен Международный Мемориал.

Правление Гражданского форума ЕС-Россия считает решение о ликвидации двух важнейших российских общественных организаций продолжением наступления на гражданское общество и попыткой узурпировать право на историческую память. Мы призываем российские власти отменить решения о ликвидации Международного Мемориала и Правозащитного центра «Мемориал» и обеспечить права на свободу мысли и на сохранение исторической памяти.

29 декабря 2021 г.

Контактная информация:

Елена Шахова, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / Гражданский контроль (Санкт-Петербург, Россия), evshakhova@gmail.com

Нина Березнер, член Правления Гражданского форума ЕС-Россия / DestinationEst (Париж, Франция), nina.berezner@gmail.com

Гражданский форум ЕС-Россия был основан в 2011 году неправительственными организациями в качестве постоянной платформы для взаимодействия. На данный момент члены и сторонники Форума — 192 НКО из России и стран Европейского союза. Цели Форума — развитие сотрудничества неправительственных организаций из России и ЕС и более активное участие НКО в диалоге между ЕС и Россией. В рамках своей деятельности Форум активно занимается такими вопросами как облегчение визового режима, развитие гражданского участия, защита окружающей среды и прав человека, вопросы исторической памяти и гражданского образования.


[1] См. https://www.memo.ru/ru-ru/memorial/departments/intermemorial/news/665

[2] См. https://www.memo.ru/ru-ru/memorial/departments/intermemorial/news/668

[3] См. https://www.svoboda.org/a/mosgorsud-rassmatrivaet-po-suschestvu-isk-o-likvidatsii-tsentra-memorial/31622404.html

[4] См. https://zona.media/news/2021/11/12/memo

[5] См. заявление Правления Гражданского форума ЕС-Россия: https://eu-russia-csf.org/wp-content/uploads/2021/11/StatementMemorial12.11.2021_RU-1-3.pdf

Download the Statement

The Board of the EU-Russia Civil Society Forum condemns the decision to liquidate two important Russian civil society organisations, International Memorial[1] and the Human Rights Centre (HRC) Memorial[2].

The grounds for the liquidation was a lawsuit by the prosecutor’s office alleging “systematic” violation of the “foreign agents” legislation. According to the Ministry of Justice and the Moscow prosecutor’s office, both organisations failed to label publications on their websites and social media sites as created by a “foreign agent”. At the hearings of the HRC Memorial liquidation, the prosecutor said that the organisation “should be shut down,” adding that “the absence of the foreign agent label on its materials may lead to the formation of a negative image of the country and cause depression among citizens.”[3] In addition, HRC Memorial was also accused of justification of extremism and terrorism[4].

The process of liquidation of International Memorial and the HRC Memorial was initiated[5] on 11 November 2021, when the Prosecutor General’s Office filed a lawsuit to liquidate International Memorial, and the Moscow Prosecutor’s Office filed a similar lawsuit against HRC Memorial. The authorities cited “systematic violations of the ‘foreign agents’ legislation” as the reason.

Memorial International traces its history back to 1987. Andrei Sakharov, the world-renowned scientist and human rights defender, was one of its organisers and the first Council chairman. International Memorial plays an important role in keeping and studying historical memory in Russia, and its member organisation, the Human Rights Centre Memorial, focuses on human rights protection, monitoring political and religious persecution, and supporting political prisoners, migrants, and refugees. The HRC Memorial was labelled a “foreign agent” in 2014, and International Memorial was added to this list in 2016.

The Board of the EU-Russia Civil Society Forum considers the decision to close down two of Russia’s most prominent NGOs a continuation of the attack on civil society and an attempt to usurp the right to historical memory. We call Russian authorities to reverse the decisions to liquidate International Memorial and the Human Rights Centre Memorial and to ensure the rights to freedom of thought and to preserve historical memory.

29 December 2021

Contacts:

Elena Shakhova, Board Member, EU-Russia Civil Society Forum/ Citizens’ Watch (St. Petersburg, Russia), evshakhova@gmail.com

Nina Berezner, Board Member, EU-Russia Civil Society Forum/ DestinationEst (Paris, France), nina.berezner@gmail.com


The EU-Russia Civil Society Forum was established in 2011 by non-governmental organisations as a permanent common platform. At the moment, 192 NGOs from Russia and the European Union are members or supporters of the Forum. It aims at development of cooperation of civil society organisations from Russia and EU and greater participation of NGOs in the EU-Russia dialogue. The Forum has been actively involved, inter alia, in the questions of facilitation of visa regime, development of civic participation, protection of the environment and human rights, dealing with history and civic education.


[1] See https://www.memo.ru/ru-ru/memorial/departments/intermemorial/news/665

[2] See https://www.memo.ru/ru-ru/memorial/departments/intermemorial/news/668

[3] See https://www.rferl.org/a/russia-memorial-liquidation-hearing-starts/31623262.html

[4] See https://zona.media/news/2021/11/12/memo

[5] See the CSF Board statement: https://eu-russia-csf.org/wp-content/uploads/2021/11/StatementForeignAgents12.11.2021-final-1.pdf