Катажина Батко-Толуч, гражданская сеть “Watchdog Poland”

В конце мая 2021 года, после десяти месяцев неопределенности в вопросе выбора омбудсмена, в Польше произошел неожиданный прорыв. Впервые появился кандидат, у которого был шанс стать избранным на эту должность и который соответствовал ее стандартам. Сначала я почувствовала огромное облегчение и радость — наконец-то у нас получилось. Однако чем больше времени проходит после этой хорошей новости, тем больше я расстраиваюсь.

Чтобы объяснить свое разочарование, я должна вернуться назад, в начало июля 2020 года, когда на должность обмудсмена не было кандидата, и многие спрашивали меня: «Адам Боднар скоро завершит свой срок, что мы делаем дальше?». Я чувствовала необходимость найти ответ, потому что в 2015 году именно я и гражданская сеть “Watchdog Poland” координировали поддержку Адама Боднара — кандидата на пост омбудсмена от гражданского общества. Тогда он бросил вызов всей системе назначения омбудсмена. Он объявил о своем желании стать омбудсменом при поддержке организаций гражданского общества, он был молод (38 лет) и имел «всего лишь» докторскую степень (тогда он еще не был профессором). Все это противоречило прежней традиции: шестеро его предшественников при вступлении в должность были намного старше, почти все были профессорами. И они были избраны политическими партиями безо всякого участия организаций гражданского общества. Хотя все предыдущие омбудсмены пользовались большим уважением, именно Адам Боднар совершил революцию и установил новые стандарты. Его кабинет стал местом приложения совместных усилий для достижения изменений, которых ждали общественные организации из самых разных областей.

Поэтому в июле 2020 года нам был нужен кандидат, который сможет соответствовать возросшим ожиданиям. Так мы пришли к кандидатуре Зузанны Руджиньской-Блущ. Опытный юрист, сменивший хорошо оплачиваемую работу на госслужбу — должность координатора стратегических судебных процессов в офисе омбудсмена, она отвечала критериям компетентности и приверженности. Она опытна и независима — на предыдущей работе она хорошо изучила проблемы прав и свобод, и она не вовлечена в политику. Впервые кандидатом на эту должность стала молодая (ей было 38 лет) женщина.

Однако избрание Зузанны Руджиньской-Блущ оказалось невозможным. Она пыталась трижды. К сожалению, преодолеть прочную связь общих интересов, объединяющую правящее большинство, не получилось. Несмотря на ее готовность преодолевать разногласия. Несмотря на то, что ее избрание лоббировали 1200 организаций. Никакие аргументы не смогли убедить «Объединенных правых» (три партии — «Закон и справедливость», «Солидарность Польши» и «Согласие» Ярослава Говина). Почему же сейчас часть правящего большинства поддержала на должность омбудсмена кандидата от оппозиции — профессора Марцина Венцека? Ответ неутешителен. Один лидер (Ярослав Говин) показывает свою власть другому (Ярослав Качиньский). И хотя я знаю, что это просто политика, эта мелочность отвратительна.

Проф. Адам Боднар превратил свой кабинет в живое место, он поднял уровень устремлений организаций гражданского общества. Сильная сторона его нынешнего возможного преемника в том, что он может быть компетентным ученым. Он консультировал важные институты (Конституционный суд, Высший административный суд, Законодательный совет премьер-министра). Однако его первые заявления в СМИ были довольно слабыми. Он сообщил, что будет защищать всех, вне зависимости от идеологической позиции — но это говорит каждый кандидат, в том числе те политики, предыдущие действия и достижения которых показали противоположное.

И все же мы должны скрестить за него пальцы. Это пятый тур выборов. В Польше омбудсмен является конституционным органом. Согласно Конституции, омбудсмен избирается Сеймом с согласия Сената. В Сейме большинство остается за «Объединенными правыми», однако в Сенате незначительно преобладает оппозиция. Таким образом, правящее большинство играет решающую роль в выборах, но не может завершить процедуру без согласия оппозиции. Именно поэтому гражданский кандидат Зузанна Руджиньска-Блущ ни разу не попала Сенат — каждый раз ее кандидатуру отвергал Сейм. По тем же причинам активные политики, выбранные «Объединенными правыми» в Сейме, ни разу не получили одобрения Сената. Этот пятый тур — последний, который проводится перед окончательным завершением срока Адама Боднара. Его полномочия официально истекли 9 сентября 2020 года. По польской конституционной традиции омбудсмен остается на своем посту до избрания преемника, но через зависимый Конституционный суд правящее большинство смогло изменить это правило, и в результате Адам Боднар обязан оставить должность в середине июля 2021 года.

Таким образом, если к этому времени не будет избран новый омбудсмен, все может закончиться тем, что это место останется пустым. Так что желать победы независимому кандидату — это значит пытаться избежать уничтожения еще одного конституционного органа. Удручает то, что Польша не может позволить себе кандидата, который отвечал бы всем необходимым критериям — знания, независимость и социальная чувствительность. Но шанс на движение к лучшему еще есть. Если проф. Венцек будет избран, организации гражданского общества все еще могут играть заметную роль. Возможно, новый омбудсмен захочет активно защищать права и свободы. Возможно, он выйдет за рамки своей академической работы. Все еще впереди.

Katarzyna Batko-Tołuć, Civic Network “Watchdog Poland”

At the end of May 2021, an unexpected breakthrough took place after ten months of hanging around in the matter of choosing the Ombudsperson in Poland. For the first time, a candidate has been put forward who has a chance to be selected for this position and meets the standard that the Ombudsperson should meet. At first, I felt great relief and joy. Something finally worked out. However, the more time passes after this good news, the more my face falls.

To explain my disappointment, I have to go back to the beginning of July 2020, when there was no candidate yet, and many people approached me saying “Adam Bodnar is about to end his term, what are we doing?” I felt obliged to find an answer because in 2015 it was me and the Citizens Network Watchdog Poland that had the role of coordinating support for the civil society organisations’ candidate for the Ombudsman, Adam Bodnar. He challenged the Ombudsperson’s selection system. He announced his will to be an Ombudsmen supported by CSOs, he was young (38 years old) and had “only” a PhD (he was not yet a professor). All this contradicted the previous tradition. His six predecessors were much older when they entered office and nearly all were professors. They were also elected by political parties without any consultation with CSOs. Although all previous Ombudspersons were widely respected and appreciated, prof. Adam Bodnar revolutionised the office and set new standards. It has become a place of joint efforts to achieve change expected by CSOs from various fields.

Therefore, in July 2020, it was clear that we need someone who will meet the increased expectations. And so we came to the candidacy of Zuzanna Rudzińska-Bluszcz. She met the criterion of competence and commitment — she was an experienced attorney, who changed the well-paid job to public service as a coordinator of strategic litigations at the Ombudsman office. She was experienced and independent — her work gave her a good understanding of problems in various areas of rights and freedoms and she was not involved in politics. For the first time a young, thirty-eight-year-old woman had applied for this position.

The election of Zuzanna Rudzińska-Bluszcz turned out to be impossible. She run three times. Unfortunately. There was no way to jump over the strong glue of common interests uniting the ruling majority. Regardless of her will to overcome divisions. Regardless of the fact that 1,200 diverse organisations lobbied for electing her. There were no arguments that went to the ear of the United Right (three parties: Law and Justice, Solidarity Poland and Jarosław Gowin’s Agreement). Why now part of the ruling majority supported the opposition’s candidate — prof. Marcin Wiącek — as a candidate to the Ombudsperson? The answer is disappointing. One leader (Jarosław Gowin) proves his power to another (Jarosław Kaczyński). And although I know that this is politics, this pettiness is disgusting.

Prof. Adam Bodnar made his office a lively place and raised the level of aspirations of civil society organisations. His current possible successor’s main advantage is that, as an academic, he may be competent. He has advised various important bodies (the Constitutional Tribunal, the Supreme Administrative Court, the Legislative Council of the Prime Minister). His first statements to the media were quite bland though. He said that he is going to defend everyone, regardless of ideological stand. Every candidate repeats it, including active politicians whose previous actions and achievements proved to be the opposite.

Yet we have to keep our fingers crossed for him to be chosen. This is the fifth round of elections. In Poland, the Ombudsperson is a constitutional body. According to the Constitution, the Ombudsperson is elected by the Sejm with the consent of the Senate. In the Sejm, the United Right keeps the majority. In the Senate, however, this is the opposition who slightly dominates. Thus, the ruling majority has a decisive role in the election but cannot finish the procedure without consent of the opposition. This is why the civic candidate Zuzanna Rudzińska-Bluszcz never went to Senate, as Sejm always rejected her. For the same reasons, active politicians who were selected by United Right in Sejm were never approved by Senate. This fifth round is the last one to be held before the final end of prof. Adam Bodnar’s service. His term of office officially ended on September 9, 2020. The established constitutional tradition in Poland is that the Ombudsperson remains in office until his successor is elected. Through the dependant Constitutional Tribunal ruling majority managed to change it. As a result, prof. Adam Bodnar must definitely leave his office in mid-July 2021.

Therefore, if a new Ombudsperson is not elected by that time, it may end with the office unappointed. So keeping our fingers crossed for the independent candidate means thinking on avoiding destruction of the next constitutional body. It is depressing that Poland cannot afford a candidate who would meet all the criteria — knowledge, independence and social sensitivity. But there is still a chance for a new opening. If prof. Wiącek was elected, civil society organisations can still play a significant role. Perhaps the new Ombudsman will be willing to engage in active protection of rights and freedoms. Perhaps he will go beyond his academic reserve. Everything is still ahead of us.