Станислав Андрейчук, движение «Голос»

17 – 19 сентября 2021 года в России закончились выборы депутатов Государственной Думы. По официальным данным, «Единая Россия» получила около 50% голосов по спискам партий и выиграла подавляющее большинство одномандатных округов — у партии вновь будет в парламенте конституционное большинство.

Доверять официальным данным оснований нет. Статистический анализ итогов показывает, что «Единая Россия» получила порядка 14 млн «аномальных» голосов, а реальные результаты должны находиться в районе 31 – 33% голосов. Данные, присланные наблюдателями в движение в защиту прав избирателей «Голос», показывают аналогичные результаты – 30 – 35%. Около 27 – 30% должна была получить КПРФ. Отметим, что и сам ход кампании говорил о примерном равенстве этих политических партий – по количеству реакций на посты с их упоминанием в соцсетях они почти всю кампанию шли рядом и с большим отрывом от остальных участников выборов.

Но даже этот результат в 30 – 35% был получен в условиях нечестной и несвободной конкуренции.

Во-первых, в этот раз было существенно ограничено право граждан быть избранными: в мае 2020 года поражение в пассивном избирательном праве было дополнительно распространено на полсотни уголовных и административных составов, а в июне 2021 года были внесены поправки, запретившие баллотироваться лицам, причастным к деятельности «экстремистских» организаций, в число которых попали структуры сторонников политика Алексея Навального. В результате, по подсчетам «Голоса», к началу выборов в России лишены пассивного избирательного права оказались 9 млн человек.

Во-вторых, на протяжении всей кампании не соблюдался принцип равенства прав кандидатов и партий быть представленными в СМИ. Количество упоминаний «Единой России» на пяти центральных телеканалах в 4 – 5 раз превосходило количество упоминаний их главных оппонентов из КПРФ (вообще по этому показателю «Единая Россия» равнялась всем остальным 13 партиям, участвующим в выборах, вместе взятым). Все это сопровождалось давлением на независимых журналистов. Только за период избирательной кампании СМИ-иностранными агентами были признаны 27 лиц и организаций, включая 20 журналистов в индивидуальном качестве, а также такие значимые СМИ, как «Медуза» и телеканал «Дождь», а издание «Проект» было признано нежелательной организацией.

При этом нужно отметить, что пространство социальных сетей оставалось гораздо более свободным, и именно оно позволяло оппозиции эффективно продвигать свое мнение — это видно по росту числа упоминаний «Умного голосования» в соцсетях. К сожалению, в последние дни кампании на стороне государственной цензуры выступили западные IT-гиганты, которые заблокировали соответствующие приложения в своих магазинах, и даже пытались блокировать гугл-документы со списками «Умного голосования».

Третьей значимой проблемой стало массовое принуждение граждан к голосованию. Это стало особенно заметно в первый день голосования, 17 сентября, когда — рано утром в рабочий день — возле участков выстроились огромные очереди избирателей. Кроме того, людей массово принуждали регистрироваться для участия в онлайн-голосовании. Это представляет собой особенную проблему, поскольку в случае с онлайн-голосованием люди чувствуют себя еще более зависимыми – у них нет уверенности, что электронная система действительно сохраняет тайну волеизъявления.

Дни голосования сопровождались традиционными проблемами: фальсификациями и давлением на наблюдателей (вплоть до силового противодействия). К этим застарелым проблемам в этом году добавились также совершенно неподконтрольное обществу онлайн-голосование, и многодневное голосование, которое также крайне затрудняет контроль над честностью выборов.

Все это позволяет говорить, что нынешнее распределение мест в парламенте не отражает реальную волю избирателей.

Фото: Moscow-Live

Stanislav Andreichuk, “Golos” Movement

On 17-19 September, 2021, parliamentary elections were held in Russia. According to official data, the United Russia party received about 50% of the votes on party lists and won an overwhelming majority of single-mandate constituencies — the party will again have a constitutional majority in parliament.

But there is no reason to trust the official data. A statistical analysis of the results shows that United Russia received about 14 million “anomalous” votes, and the real results should be about 31 – 33 percent of the vote. The data sent by observers to “Golos” – the movement for the protection of the voters’ rights – show similar results — about 30 – 35 percent. The Communist Party of the Russian Federation (CPRF) was to receive about 27 – 30 percent. It should be noted that the course of the campaign itself spoke of the approximate equality of these political parties — in terms of the number of reactions to posts with their mention in social media, they stayed alongside and with a large margin from the rest of the election participants for almost the entire campaign.

But even this 30 – 35 percent was obtained under unfair and unfree competition.

Firstly, this time the right of citizens to be elected was significantly limited: in May 2020, the defeat of the eligibility to be elected was further extended to about fifty criminal and administrative offences, and in June 2021, amendments were made to prohibit persons involved in the activity of “extremist” organisations, including the structures of supporters of Alexei Navalny, to run for the elections. As a result, according to Golos’s calculations, by the beginning of the elections, 9 million people in Russia were deprived of their passive electoral right.

Secondly, the principle of equal rights of candidates and parties to be presented in the media was not observed throughout the campaign. The number of references to United Russia on five main TV channels was 4 or 5 times higher than the number of references to the Communist Party, their principal opponents (in general, according to this indicator, United Russia was equal to all the other 13 parties participating in the elections combined). All this was accompanied by pressure on independent media and journalists. During the election campaign, 27 individuals and organisations, including 20 individual journalists, as well as such significant media as Meduza and the Dozhd TV channel, were recognised as “foreign agents”, while the “Project”, another important media outlet, was declared an undesirable organisation.

At the same time, it should be noted that the space of social media remained much freer, and it was this space that allowed the opposition to effectively promote their opinion. This is evident from the increase in the number of references to the “Smart Voting” campaign on social media. Unfortunately, in the last days of the campaign, Western IT giants came out on the side of the state censorship, blocking the “Smart Voting” app in their stores, and even trying to block Google docs where “Smart Voting” lists were published.

The third significant problem was the massive coercion of citizens to vote. This became especially noticeable on 17 September, the first day of voting, when — early in the morning of a working day — huge queues of voters lined up near the polling stations. In addition, people were massively forced to register to participate in online voting. This was a particular problem, because in the case of online voting people feel even more dependent — they have no confidence that the electronic system really keeps the privacy of expression of will.

The voting days were accompanied by “traditional” problems: falsifications and pressure on observers (including forceful actions). Added to these long-standing problems this year was the matter of online voting, which is completely beyond the control of society, and multi-day voting, which also makes it extremely difficult to control the integrity of elections.

All this allows us to say that the current distribution of seats in parliament does not reflect the real will of the voters.

Photo: Moscow-Live